Монастырь Высокие Дечаны в Сербии

26-08-2006

Высокие ДечаныНаш приход много лет искал, где находятся мощи святого великомученика Никиты. Выяснилось, что на территории России этих мощей нет, а только в двух местах находятся маленькие частички мощей св. Никиты - это в женском монастыре в городе Александрове и на Афонском подворье в Москве. Изучив все материалы по Европе, мы нашли, что мощи обретаются в монастыре Высокие Дечаны в Сербии.

       С середины 2005 года завязалась оживленная переписка по электронной почте нашего прихожанина из Венгрии Иштвана Маклари и Дечанами. Позднее туда подключился секретарь ОВЦС (Отдел Внешних Церковных Сношений) Всеволод Чаплин. Консультации, советы, звонки и рассказы бывалых все это вылилось в хорошо подготовленную поездку начавшуюся 15 августа. Намерение наше  было достаточно опасно, так как монастырь Высокие Дечаны находится в самом центре Косово, где зверствуют албанские экстремисты.
         Высоко-Дечанская Лавра находится в сердце древней Сербии, у самой албанской границы, где достигла своего расцвета сербская династия Неманичей, где князь Лазарь пал смертью храбрых со своим войском, защищая сербскую землю от турецкого нашествия. В 1330 году сербский краль Стефан Дечанский II одержал победу над греками и болгарами при Вельбужде, и по возвращении из похода решил построить храм во славу Христа Спасителя. Посоветовавшись с сыном Душаном (впоследствии царь Душан Сильный) и архиепископом Даниилом, он выбрал место на реке Быстрице в двух километрах от Дечан и заложил церковь Вознесения Господня. По преданию, именно это место облюбовал великий сербский святой Савва для монастыря, но неожиданная смерть не позволила осуществиться этому начинанию. В архитектуре этого храма видна смесь западного и византийского стилей. Главным зодчим был католик-далматинец Фра Вита. Высоко-Дечанская лавра была построена св. Стефаном, как "задужбина", то есть монастырь, в котором, по завещанию, он должен был найти последний приют.
            Храм покрыт огромным количеством фресок: всего их десять тысяч, а в главном приделе - 365, по числу дней в году. Храм имеет два придела: св. Николая, в память о чудесном исцелении краля Стефана, и св. Димитрия. Замечательный иконостас храма был уничтожен турками. В храме находится рака с мощами Стефана Дечанского, он почитается сербским народом как великий целитель. Даже в условиях гонений на церковь во время титовского режима не прекращался поток паломников к гробнице этого святого. Интересно, что среди них были и албанцы-мусульмане, и просто неверующие. Стефан Дечанский считается целителем от беснования и расстройства ума. Больных, по традиции, сначала ведут на монастырский источник, дают умыться святой водой, затем дают пить и уже после этого ведут в храм.
          За всю свою историю Дечанский монастырь не раз подвергался разорению. Первый раз он был разграблен сразу после Косовской битвы, но вдова погибшего в сражении князя Лазаря княгиня Милица восстановила Дечаны. В 1575 году албанцы вновь разорили лавру.Затем для Сербии наступил период турецкого гнёта, и нет почти никаких свидетельств об истории этой знаменитой обители. Интересно, что игуменом лавры был в своё время будущий митрополит Киевский и Литовский Григорий (Цамблак) (1415-1419), родной племянник московского святителя Киприана. Это был первый митрополит отделившейся от Москвы Киевской митрополии. Отделение произошло по воле литовского князя Витовта и не было признано ни Москвой, ни Константинополем. Начало своим трудам митрополит Григорий положил на Афоне и участвовал в исправлении богослужебных книг последнего Патриарха Болгарского Евфимия. Будучи игуменом монастыря Дечаны, он обогатил сербскую литературу житием Стефана Дечанского и запиской о переносе мощей св. Петки в Сербию во времена царицы Милицы и деспота Стефана Высокого. Ему приписывается и житие Св. Ромила Пустынника, который подвизался и скончался в монастыре Раваница.
           В XIX веке начинается национальное возрождение в Сербии, и вот тогда-то и приходит сербскому митрополиту мысль пригласить для возрождения великой сербской обители русских монахов. Но у него находится много оппонентов, которые ругают его "за сделку". Даже сербский патриарх Гавриил (Дожич) (1937-1950), в отличие от своего предшественника - выпускника Петербургской духовной академии патриарха Варнавы (Росича)(1930-1937), относившийся к русским достаточно сдержанно, разделял подобные мнения. Но надо отдать должное опытному русскому братству: через короткое время монастырь начал процветать. Усилиями игумена Арсения был построен новый корпус келий, названный "руски конак". Но вот новый поворот истории: начинается Первая мировая война, и после отступления сербских войск на остров Корфу австрийские власти интернируют всех русских монахов монастыря. После окончания войны и образования Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев вернувшихся из плена монахов, рассылают по разным монастырям. Так оканчивается краткая история русского правления в Дечанах, но русским монахам предстоит ещё раз спасти Высоко-Дечанскую Лавру от упадка и даже уничтожения.
         К началу Второй мировой войны в монастыре проживало в общей сложности до двухсот монахов, из них тридцать пять - в священном сане. Кроме того, тогда в лавре размешалась семинария, в которой обучалось сто двадцать человек. А возглавлял эту семинарию перешедший в сербскую церковь русский епископ Митрофан.
            После смерти митрополита Антония (Храповицкого) в монастыре находит убежище архимандрит Феодосий (Мельник), долгие годы бывший келейником митрополита. Родился будущий архимандрит 8 февраля 1890 года на юге России в благочестивой семье. Уже в юности поступил в Киево-Печерскую лавру. Но послушник не успел принять постриг - началась Первая мировая война. За исключительную храбрость он был награждён Георгиевским крестами второй, третьей и четвёртой степени и Георгиевскими медалями, после войны вернулся обратно в лавру, а когда митрополит Антоний (Храповицкий) был назначен в Киев, стал его келейником и с тех пор сопровождал митрополита во всех скитаниях, которые закончились в Сербии.
           С апреля 1941 года монастырь стал убежищем для многочисленных жителей окрестных сёл, которые спасались в древней обители от бесчинств албанских разбойников. На Пасху мимо монастыря без остановки прошёл большой немецкий отряд, в монастыре же ожидали прибытия итальянских войск, что должно было обеспечить обители безопасность.
          Ожидание затянулось, а шайки албанцев стали угрожать монастырю. На всём Косовом поле в то время воцарился хаос. Семинаристы вместе со своим ректором и большая часть монахов покинули Дечаны. Остались всего несколько монахов и среди них двое русских: архимандрит Феодосий и престарелый инок Герасим. Казалось, что монахи обречены на гибель, ведь монастырь осаждало несколько сотен разбойников, а все вооружённые силы древней лавры представляли собой отряд из 18 человек защитников- добровольцев. Одному из монахов чудом удалось пробраться в соседний населённый пункт, находившийся в 18 км от монастыря, где размещался итальянский отряд карабинеров. И в тот момент, когда разбойники уже ворвались в монастырь и когда всем монахам и защитникам, казалось, уже грозила неизбежная гибель, вдруг раздался шум моторов и на территорию лавры ворвался итальянский отряд, который обратил албанцев в бегство. Даже  после освобождения положение монастыря оставалось шатким. Итальянская военная администрация вознамерилась передать всю гражданскую власть албанским активистам, которые как раз и добивались уничтожения главных сербских монастырей, первым в списке которых была Высоко-Дечанская лавра. Тут и проявились замечательные дипломатические способности о.Феодосия, которые ему ранее не раз приходилось использовать, будучи келейником митрополита Антония. Албанские активисты регулярно делали доносы на монахов, что они помогают патризанам и укрывают их. После этого карабинеры, разумеется, отправлялись в монастырь, где их встречал русский архимандрит. Во время таких визитов он не только убеждал итальянцев в невиновности иноков, но и заручался их поддержкой.
       Однажды итальянский полковник известил русского монаха о том, что лавру хочет посетить вице-король Албании Джакомини. Высокий итальянский сановник прибыл в сопровождении многочисленной свиты. Будучи католиком по вероисповеданию, вице-король терпеливо выстоял долгий монастырский молебен, после чего был приглашён в трапезную, стены которой украшали портреты русских первоиерархов и очень большого размера портрет св. прав. Иоанна Кронштадтского. Ясно, что после этого визита должна была решиться судьба лавры. Тут надо было бы говорить и говорить русскому церковному дипломату. Но на каком языке говорить, если он не знал ни французского, ни итальянского языков. Приходилось пользоваться услугами своих противников - албанцев, а те, естественно, переиначивали слова игумена в свою пользу. И тут произошло то, что принято называть счастливой случайностью. К о.Феодосию подошёл пожилой русский монах Герасим и стал что-то говорить на ухо своему игумену. "Почему вы говорите между собой по-русски и откуда знаете этот язык?" - вдруг проговорил Джакомини на чистейшем русским языке, что заставило русских монахов вздрогнуть от неожиданности. "Да ведь мы сами-то русские", - чуть не закричал игумен. Все преграды были в один миг сломаны. Слово за слово, и вице-король поведал о.Феодосию о самых счастливых днях своей жизни, проведённых в Петербурге в качестве офицера военной миссии своей страны. О.Феодосий не упустил возможности познакомить итальянца не только с историей монастыря, но и с историей Косова, конечно, упомянув и о том, что истинными хозяевами этой земли являются сербы, и только во времена турецкого владычества началось заселение её турками и албанцами. Выслушав всё внимательно, расчувствовавшийся вице-король сказал: "Вот где не ожидал я встретить русских! Верю вам, и во всём этом вижу промысел Божий. Косовские святыни были в большой опасности, но теперь не беспокойтесь и живите спокойно. Если же местные албанцы посягнут на ваше имущество или жизни, я прикажу карабинерам выжечь все их окрестные сёла!" Так русские вторично спасли Высоко-Дечанскую лавру. Затем на смену итальянцем пришли солдаты вермахта, которые скоро были выбиты "своими", то есть титовскими партизанами. Увы, эти партизаны, хоть и не разрушили лавры, но уже тогда вели себя вызывающе. С горечью сказал о. Феодосий: "Монастырь этот я спас от итальянцев, албанцев, немцев, но от вас, сербов и черногорцев, истинных хозяев земли этой и древней святыни, этого сделать не могу, да и не хочу". Приближались тяжёлые годы титовского режима. Один из монахов, переживших оккупацию вместе с о.Феодосием, архидиакон Гавриил погиб в титовском застенке, другой монах эмигрировал в США, третий монах, пробравшийся во время осады монастыря через кольцо албанцев архимандрит Макарий, проведя три года в тюрьме, вернулся в разорённый монастырь и стал его игуменом. О. Феодосий же был настоятелем монастыря до самой своей смерти в 1957 году. По его завещанию, он был похоронен в Белграде в гробнице Иверской часовни рядом со своим учителем - митрополитом Антонием (Храповицким).
         Дечаны по числу монахов, если сравнивать с другими сербскими монастырями, процветают. Но попасть туда теперь сложно. Охраняют монастырь итальянцы.