Слово Иоанна Кронштадского на Рождество Христово

Праведный Иоанн Кронштадский.

Тайна воплощения.

Нас ради родися Отроча младо,

Предвечный Бог. (Кондак на Рождество Христово).

Рождество по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – событие бесконечно великой важности. Безначальный, всеблагий, всемогущий Творец и Царь веков, приклонив небеса, сошел ныне на землю, бесплотный стал Плотоносцем от Пречистой, неискусобрачной Девы действием Святого Духа. И где же родился Сей чудный Младенец-Бог? В убогом пастырском вертепе, ибо не было для Него места в обитаемом граде.

Приди сюда и приникни умом и сердцем, взором и слухом, все славное на земле, все великое, родовитое, разумное, просвещенное, и подивись несказанному снисхождению Божию, этому Младенцу и Предвечному Богу, и слушай разумным слухом ангельскую песнь: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2,14)! Стань здесь у Вифлеемских яслей, сословие риторов, философов, богословов, звездословов, напрягите всю силу вашего очищенного ума, здравого любомудрия и чистого богословия и исплетите словесный венец сему Младенцу Богу, Коего род неродословен и страшен, ибо это Божий единородный Сын, пред страшным величием Которого трепещут небо и земля, пред Коим трясутся все силы противные и исчезают как дым. Приди сюда, земная знатность, богатство, царская держава, всякая власть; приди , юность, мужество, старость, мужской пол и женский, и повергнись с верой, смирением и любовью пред Тем, Кто, будучи Богом безначальным, Коего начальство на раме Его (Ис. 9,6), смирил Себя для нас до образа рабия и стал Человеком, чтобы истинно возвысить человека и обожить его. Ныне небо и земля составляют один собор и прославляют вместе рождество Богочеловека.

Проникнем любомудрствующим умом в тайну воплощения, насколько нам открыло ее само Слово Божие.

Нас ради родися, - поется в церковной рождественской песни, - Отроча младо, Предвечный Бог. Это значит – для нас стал человеком Превечный Бог, не переставая быть Богом, но всегда пребывая Им без смешения и разделения естеств.

Восклони свою поникшую главу, грешный человек, или опусти свое гордое чело, надменный земной мудростью, сластью, богатством, славой, силой, красотой и чем бы ни было дольним, исчезающим подобно дыму. Ты был отринут от Бога – источника жизни – за грехи твои, за бесчисленные страсти, коим ты поработил себя; ты носил на себе печать проклятия Божия, был в тени и сени смертной (Мф. 4,16) и был бы в бесконечные века в узах смерти и муках ада. И вот по единому милосердию ради  безмерной благости Своей Бог Сам пришел для тебя на землю, чтобы взыскать тебя, заблудшего, погибшего, Сам сделался Человеком, уподобился тебе во всем, кроме греха, чтобы  ближе, осязательнее, очевиднее подойти к тебе, просветить тебя, темного, поднять падшего, очистить оскверненного, утвердить колеблющегося, подобно трости, ветром колебаемой (Мф. 1,7; Лк. 7,24), разорить неодолимую преграду, которую поставил грех между Богом и человеком, разрушить проклятие и Самому на Себя взять это проклятие через страшные Голгофские страдания и мучительнейшую смерть на кресте, чтобы источить благословение Отца Небесного всем верующим, чтобы разрушить ад и извести из него всех, кого нашла правда Божия и безмерное милосердие достойными освобождения из этой темницы, уготованной диаволу и слугам его, чтобы победить смерть и воскресить всех умерших славным Своим Воскресением и возвести достойных на небеса для жизни вечной и соцарствия с Богом в свете и блаженстве.

Вот что значат слова церковной песни, столь часто звучащей в наших ушах нынешним праздником: Нас ради родися Отроча младо, Предвечный Бог: таковы чудные, сладкие жизненные плоды воплощения Сына Божия!

Ликуй же и веселись, вся земля, красуйся, Христова Церковь, восприявшая от Своего Главы – Христа все богатство Его искупления и благословения и неисчетных духовных даров – правды, мира, освящения – и неисчетных чудес. Ты уже просветила, освятила, укрепила непобедимой силой Христовой в подвигах за веру и спасла бесчисленное множество избранных – апостолов, святителей, мучеников, преподобных и праведных, всюду и из всех сословий угодивших Богу, совершенно примиренных с вечным правосудием Отца Небесного и получивших от Него достойные почести горнего звания, для коих воплотившейся Господь Иисус отверз врата Царства  Небесного, переселив с земли на небо истинное отечество наше.

Итак, для нас пришел на землю Царь Предвечный. А мы, со своей стороны что должны делать? Нужна взаимность. Если со стороны Божией такое снисхождение, такое истощение, то и от нас требуется самоотвержение. Господь всего Себя предал за нас: мы сами себя и весь живот наш предадим Ему, нашему Господу и Животу бесконечному. Нас, ставших Ему чуждыми по причине грехов, Он хочет приблизить и присвоить Себе чрез веру, покаяние и добродетель. Приблизимся  же к Нему всем существом, предадим Ему разум, сердце, волю, душу и тело. Приблизился к нам Господь, облекшись во всего  человека – облечемся и мы во Христа, по слову апостола: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3,27). Пришел Освободитель к нам, пленникам греха и смерти – поспешим и мы освободиться из плена страстей, ибо вся душа и все тело, все пять чувств наших в плену греха, вся пята наша, о которой сказано было врагу, обольстившему первых людей: Ты будешь блюсти его пяту, между тем, как Семя Жены, т.е. Искупитель Человека, сотрет тебе главу (Гал. 3,27). Пришел Обновитель естества, обветшавшего грехом – поспешим обновиться совлечься ветхого человека со всеми мертвыми делами, со всеми страстями. Господь разорил крепкую преграду, отделявшую нас от Бога, разрушив ее крестом и смертью, и приблизил нас к Богу, Отцу Своему Небесному. Пойдем же к Богу усердно, твердо, спешно, невозвратным покаянием, благими делами, доколе имеем время делать, доколе смерть не лишила нас возможности поспешать к вечной жизни. Господь простер к нам руку помощи, без которой мы погибли бы невозвратно, - ухватимся же за спасающую Его десницу, чтобы не утонуть в пучине греха, наводняющего мир. Господь основал на земле Церковь, которой предоставил все средства, все силы благодатные к жизни праведной, - будем держаться всем сердцем Его святой Церкви, поучаться из Евангелия, принимать спасительные таинства, назидаться Богослужением, повиноваться богопоставленным пастырям, беречься расколов и сект.

Да соединяться в любви и взаимном доброжелательстве все племена и народы; да водворятся мир на земле и единомыслие, честный труд, благонамеренные науки и полезные искусства, взаимное повиновение, уважение ко всякой власти, повиновение детей родителям, уважение и твердость брачных союзов. Да воскликнем же ныне все  как бы едиными устами и единым сердцем: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Аминь.

Праведный Иоанн Кронштадский родился 19 октября (по новому стилю 1 ноября) 1829 года в пинежском селе Сура, в семье бедного церковнослужителя. По окончании семинарии и петербургской Духовной Академии Иван Ильич Сергиев был рукоположен в сан священника. Местом, где он служил, стал Кронштадский Андреевский собор. На литургии отец Иоанн молился горячо, требовательно, дерзновенно. В просьбах помолиться он не отказывал ни богатому, ни бедному, ни знатному, ни простому. И господь принимал его молитвы. Совершались чудеса: их бесчисленное множество – записанных и не записанных. К нему стали обращаться за помощью не только жители Кронштадта, но и Петербурга, а затем и со всей России и из заграницы.

Огромные суммы, которые ему жертвовали, он тратил на бедных. Ежедневно кормил тысячу нищих. Устроил в Кронштадте замечательное учреждение – Дом Трудолюбия, со школой, церковью, мастерскими и приютом. При этом Доме имелись бесплатная лечебница, курсы для обучения ремеслу, бесплатные школы для детей (на 300 человек) и для взрослых, ночлежный и странноприимный дом. Не забывал праведный Иоанн и свою родину -  Суру. Часто приезжал туда. Открыл там лавку, где продавались по доступным ценам необходимые в крестьянском быту товары. Построил каменную церковь в честь святителя Николая, а также школу. А в 1899 году основал в Суре женский монастырь. При нем имелась школа, где бесплатно обучались ежегодно до 50 крестьянских девочек.

Скончался отец Иоанн 20 декабря 1908 года  на восьмидесятом году жизни. Несметная толпа провожала его тело из Кронштадта в Петербург, где он был похоронен в Иоанновском монастыре, им же основанном. Там и поныне находятся его мощи.