Начало Успенского поста

В ближайшее время начнется Успенский пост. И пост начнется с празднования древнего христианского события – с Первого или Медового Спаса. По церковному календарю этот праздник наречен «Происхождением (перенесением) древ Животворящего Креста Господня» и «Празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице». Именно в этот день Церковь совершает благословение и освящение меда нового урожая. Отсюда и простонародное название.

В древности в этот день на Руси совершались крестные ходы на воду с освящением последней. Тогда же всякий крестный ход назывался  «происхождением» или «происходом». А пошло это название от перевода греческого слова, которым обозначался крестный ход.

У греков, при дворе  византийских императоров существовал древний благочестивый обычай освящать воду в первый день каждого месяца по уставу константинопольского патриарха Фотия. Летописец так описывает этот обычай: «По окончании утрени, вне храма, в присутствии императора, совершилось водоосвящение. После водоосвящения идет протопресвитер, а по сторонам его архидиакон и протопсалт, неся крест и сосуд с водой. Император идет навстречу. Протопресвитер взяв крест от архидиакона,  подносит его к устам императора и говорит молитву. Император целует крест, а окружающие поют многолетие.  После этого протопресвитер кропит святой водой лицо и глаза императора.  После этого священнослужители уходят, а император под пение многолетия подписывает указ о помиловании».

Этот византийский обычай, принятый Россией и дал начало водоосвящению 1/14 августа. Вынос же Креста, убранного цветами и изукрашенного пришел к нам от тех же греков, когда они обходили в первой половине августа  Константинополь с крестами, иконами и  кроплением святой водой всех домов, храмов, улиц, площадей, башен, стен и дворцов.

Отмечать 1 августа ст.ст. особым церковным празднованием стало для Руси необходимым с чисто политической позиции. По летописям дошедшим до наших дней читаем: «Крестися князь великый Владимир Киевский и вся  Русь августа первого». Греческому водосвятию и «Происхождению» добавилась и память Крещения Руси.

И так этим праздником начнется пост – по словам святых отцов «упражнение, установленное Церковью к совершенствованию нашему». Но в наше лукавое время многие отвергают посты и находят бездну оправданий для неисполнения их.  Одни пищу постную считают вредной для здоровья; другие – дорогой; иные говорят что не пища нас ставит перед Господом. И этим людям обычно сочувствуют и поддакивают другие, которые потом сами сползают на тропу непощения. Но, как священник я должен вам еще раз напомнить, что настанет время, «когда все не признающие постов и вообще легко относящиеся к уставам Церкви, горько пожалеют об этом. Сам  Законоположитель Христос исполнял пост и указывал на него как на оружие против злого духа, говоря: «род сей изгоняется только постом и молитвою, то есть род диавола, все козни его предотвращаются молитвою и постом» - пиал священномученик Кирилл Казанский.

Народная мудрость говорит: «Лучшая приправа ко всякой  пище есть голод». Действительно – голодный человек – ест не разбирая, лишь бы напитаться, человек избалованный, пресыщенный становится прихотлив к пище, святитель Иоанн Златоуст, у которого было множество служителей, и причем, не только бедняки, но и люд с большим достатком; говорил про пост: «дай отдых повару твоему и слугам твоим в эти дни покаяния». Как существа духовные, разумные, во время поста мы должны меньше заботиться о тленных, телесных мелочах, а больше думать о духовном, возвышенном – о душе, о Боге.

Некоторые, как им кажется, совершенно справедливо говорят, что люди постящиеся, часто живут  не по заповедям, нарушают их, делают много плохого.  Но ведь Господь не требует от нас худого поведения и пост не понуждает  людей творить зло. Если бы мы все исполняли посты, то не замечали бы сучков в глазах ближних, а взялись бы за удаление своих бревен.

Наши предки свято хранили посты. И жили долго. И были не слабее нас ни духовно, ни физически!

И в окончании своей статьи хочу привести Вашему вниманию цитату из проповеди уже упоминавшегося новомученика святителя Кирилла Казанского: «в войсках отменили посты после Турецкой войны. И что же мы видим? Защитник наш от этого не стал крепче, наоборот, а в последнюю войну можно было наблюдать, что когда наши войска, казалось, должны были одержать победу, им приходилось отступать  по неисповедимому Промыслу Божию. Но если это – жезл Божий, указывающий нам на необходимость исполнения постов и вообще всех установлений церковных. Будем же молить Господа, да поможет Он нам всем избежать этого жезла!».

Не правда ли -  есть над чем задуматься!

   Игумен Амвросий /Шевчук/